Из диалога перед фестивалем:

Ира — Айке: «Привет. Нужен фотограф на „Скалы России“, снимать на мультипитчах, который может жумарить, дюльферять и все такое. Лови ссылку на страницу эвента. Возьмешься?»

Пауза.

Айка — Ире: «Интересно. Могу. А ты сама поедешь?»
Ира — Айке: «Не планирую, но напишу тебе подробное ТЗ».
Айка — Ире: «А давай пролезем мультик?»

Пауза.

Ира — Айке: «Я уже лет пять к скале не подходила».
Айка — Ире: «Я тоже давно не лазала».

Пауза.

Ира — Айке: «Ок. Давай сделаем это. Пролезем мультик».

Вот так наша женская медиа-команда поехала на «Скалы России». В итоге полностью ни один мультипитч мы так и не пролезли по разным вмешавшимся причинам — до начала фестиваля адаптировались к скалам после долгих лет перерыва, затем во время фестиваля безостановочно работа, съемка, баннеры, флаги и самодурство судей, потом непогода, чья-то больная нога и «Чип и Дейл спешат на помощь».

Но мультипитч все же изначально сработал как спусковой механизм для нового стартапа.

Последние четыре года я провела в уединении. Офлайн общение ограничивалось двоими самыми близкими людьми. Постепенно начало казаться, что выход из ретрита уже не наступит никогда. Чем дольше проводишь времени в гармонии с природой, тем сложнее вернуться обратно. Кажется, что вся суета мира осталась где-то далеко-далеко.

Но никогда не знаешь, что станет спусковым крючком, который запустит механизм и ружье вдруг выстрелит. Так было со всеми проектами — «Стальной ангел», «Скала Никита», Dolomites women и прочие вимены, «7 вершин Доломит», Waste food — no good… Неожиданно, как тролль из табакерки, в нужное время и к правильному событию появляется некто, и бац — пинок, толчок — и не замечаешь, как поезд уже несется, самолет взмывает в облака, и ты начинаешь мчаться и взмывать вместе с ними, захваченный вихрем, а иногда и настоящим торнадо очередного экшена.

Так и в этот раз. Случайная фраза, сказанная не случайным человеком, и вот я в поезде, и теперь уже ретрит остался далеко-далеко позади. Не сказала бы, что попала в торнадо на фестивале «Скалы России», но экшен определенно был.

Все началось с задачи найти фотографа. И не просто фотографа, а фотографа-альпиниста, который может зажумарить, задюльфрять и завесится в любую точку маршрута. И не просто завеситься, а сделать это с кучей фототехники.

Надо сказать, что выбор не сильно велик. Профессиональных фотографов-альпинистов мало, и многие из них заранее ангажированы на весь сезон. Но удача всегда идет рука об руку с профессионализмом, значимостью и судьбой. Вот и в этот раз звезды сложились, и оказалось, что у Айки есть время в эти даты и, главное, — желание.

Айгуль Лотфуллина уже давно ветеран и можно сказать легенда экстремальной фотографии. Некоторые востребованные и, возможно, более известные ныне фотографы перенимали разные лайфхаки у нее. Айка разноплановый фотограф, снимающий не только какой-то один вид спорта, но многие виды экстремальных и outdoor-активностей — скалолазание, скайраннинг, альпинизм, ски-альпинизм даунхил, мультигонки. Она сама лазает, катает на лыжах, на борде, гоняет на моцике, и соглашается снимать только когда ей интересно место, люди, событие. Другими словами, когда эвент ее зажигает.

Айка работала фотографом на таких мероприятиях, как Red Fox Elbrus Race, Red Fox Adventure Race, Rosa wild trail, «Три горы», «Кубок луча», альпинистские связки «Памяти друзей», снимала болдермикст, зимний технический класс чемпионата России по альпинизму в Ала-Арче, была фотографом во время восхождений команды «Проекта Высота» на пять семитысячников за один сезон.

На Red Fox Elbrus Race и 10 лет спустя на Скалах России

Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award
Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award

Мы работали вместе давно, много раз, и мне нравится наша коллаборация. Она снимает, я пишу, пока я пишу, она успевает обработать и скинуть несколько фото для репортажа. Все четко, как у связки на альпинистском маршруте. Обе мы горячие, вспыльчивые — ругаемся, миримся, обнимаемся и погнали дальше. В общем, комфортная огонь-обстановка, то что нужно для экстремального медиа. Хотя сейчас на фестивале «Скалы России» мне немного не хватало прежнего огня, который как спящий вулкан заснул за годы ретрита и медитаций.

Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award
Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award

Съемка мультипитчей — тот еще твердый орешек. У европейских и американских альпинистов для этого целые проекты — сделать пролаз, найти точки, ракурсы, потом уже завесить оператора. А у нас приходится обходиться минимальными ресурсами и возможностями малой медиа-группы, которой кроме того, что никто из организаторов не помогает, но некоторые даже откровенно мешают работать.

Обещанные заранее перильные веревки для фотографа, не только не провесили, но и сняли те, на которых работали подготовщики мультипитчей. В итоге, пришлось вешать все веревки заново самим. Бригада судей под мультипитчами все пять дней мешала нам работать, будто им конкуренты заплатили, чтобы они сорвали медиа-освещение мероприятия. Хотя, впрочем, их бедолаг тоже можно понять — очень сложно целых пять дней бездельничать и играть в нарды.

Пусть нападет икота на тех, кто мешал в этой нелегкой работе и благодаря кому образовалась изрядная горка трупиков наших с Айкой нервных клеток. И да пребудет сила с теми, кто помогал, и благодаря кому удалось отбомбить много отличных фото и видео.

Периодически к нашей медиа-группе примыкали временные помощники, благодаря которым удалось добраться до некоторых привлекательных для съемки мест.

Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award
Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award
Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award

О друзьях

Именно люди делают атмосферным любое событие. И именно люди добавляют красок, благодаря которым формируется некий тригер, связывающий это место и это событие с приятными эмоциями, вызывающими выработку дофамина, серотонина и прочих гормонов счастья.

Ира — Айке: «Хочу после фестиваля смотаться на Эльбрус. Подняться, погулять, затем съесть жулбаур во „Фрирайде“».

Но Эльбрус был затянут тучами, а во «Фрирайде» — другие люди за столиками, другая атмосфера, и не было той ауры, которая во время фестиваля Red Fox Elbrus Race.

Зато на фестивале «Скалы России» были новые знакомые и незнакомые люди, новые знакомые и незнакомые места и другие яркие краски.

Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award
Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award
Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award
Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award

Благодаря фестивалю сложилась удачная возможность встретиться с обладательницами и номинантками «Стального ангела». С Галей Терентьевой прогулялись к озеру Донгузорун-кель, а с Наташей Белянкиной полазали вместе маршрутики. Поначалу, когда наши с Айкой тушки, отвыкшие от лазанья, яростно сопротивлялись и подбивали мозг на восстание, Наташа спасла ситуацию от краха, скромно предложив: «Давайте я пролезу и провешу оттяжки и веревку». К слову, оказалось, что она не плохо лезет, когда у нее отбирают все железо для ИТО и не оставляют выбора.  Так что есть свет в конце туннеля и, возможно, рано или поздно в рамках «Стального ангела» будет появляться все больше мощных женских проектов и маршрутов, пройденных свободным лазаньем.

Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award
Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award
Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award
Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award

О скалах в Тырныаузе

Скалы в Тырныаузе — огонь. Категории — жесть.

Ира — Айке или Айка — Ире: «Давай пролезем для начала что-нибудь попроще».

Попроще не получилось. Лезем 5с+: «Это… (нецензурно)… ни разу не 5с… (нецензурно)». Сошлись на том, что все 5с — это 6а-6b минимум. Шестерки даже пытаться не стали после того, как узнали, что, по мнению Факирьянова, который пролез мультипитч 6а, это был не 6а, а 7а. А мнению Факирьянова можно доверять.

ИТОшить мы не планировали, и даже не брали снаряжение для этого. Для меня зазорно было бы ИТОшить, задавая вектором премии «Стальной ангел» свободное лазанье. А Айка, она, как Галя Терентьева — адепт абсолютно чистого стиля.

— Ты чего это по оттяжкам там полезла, даже не попыталась сделать движение, — нахмурившись, сурово ворчит на меня.

Лезем чуть позже другую трассу.

— Ты че, снова за оттяжки держалась? — спрашивает опять насупившись.

— Нет, — радостно отвечаю, — в этот раз пролезла чисто.

— Не чисто, ты крикнула: «Держи!», и я тебя закрепила, значит уже не чисто.

Тьфу… 

— Там было немного стремно, поэтому я крикнула «держи», чтобы ты пожестче страховала.

— Так это и означает, что ты не чисто пролезла, если веревка жестко выдается.

Вот такой диалог и коллаборация альпиниста со скалолазом.

Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award
Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award
Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award
Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award

О коллаборации

Кто-то просит тебя: «Пострахуй» и ты страхуешь. Кто-то говорит: «Полезли» и ты лезешь с ним.

— Полезли мультик, — увидев меня, предлагает Саша Топорков, — напарник мой ушел на Ренесанс и пропал, на звонки не отвечает.

Хочется полезть, но… работа. Да и я обещала Айке пролезть мультик с ней, а она в этот момент висит на полке «в засаде», поджидая команды.

— Полезли мультик, — завидев Наташу Белянкину, предлагает ей Топорков.

— Полезли, — не задумываясь отвечает Наташа, которая в это время грустно ждет, когда из ЦШИ приедет ее напарница.

А через пять минут, когда Саша уходит зарегистрировать трассу, спрашивает меня: «А это кто? С кем я согласилась лезть мультипитч?»

Весь фестиваль «Скалы России» состоял из подобных маленьких и больших коллабораций.

«Отцы и дети»

Фестиваль «Скалы России» задумывался, как общий эвент скалолазов и альпинистов. Но и в процессе подготовки и на самом фестивале очень сильно прослеживались а-ля тургеневские «Отцы и дети».

Давно уже очевидно, что мировое альпинистское сообщество ушло далеко вперед, за которым наше российское не поспевает. И если комьюнити российских скалолазов живет в ритме современных тенденций, то судейская бригада на мультипитчах, состоящая из заслуженных «отцов» альпинизма, не просто морально не вписывалась в этот контест, но и нарушала весь своеобразный фестивальный вайб.

О Кубке ФАР

В течении пяти дней участники фестиваля «Скалы России. Эльбрус 2024» могли лазать любые трассы — болдер, трудность, мультипитчи — и все трассы шли в общий индивидуальный зачет.

Но Кубок ФАР стал невнятным мероприятием с совершенно не понятной целью. Так, например, в рамках фестивального лазанья скалолазы смоги применить свои скилы на длинных мультипитчах, а альпинисты — прокачать лазательные навыки на трассах трудности. А вот на Кубке ФАР большинство альпинистов, а может даже все, так и не попытались лезть мультипитчи лазаньем, потому что это не давало им преимущества. Зачем и ради чего он тогда проходил?

Длинные, полностью пробитые мультипитчи, создаются специально под sport лазанье. Они существуют для того, чтобы свободно лезть предельные для спортсмена категории, не беспокоясь о надежности точек при срыве. Использование ИТО на маршрутах sport — такого прецедента не встретишь ни в одном горном и скалолазном районе мира. И заслуга этого «прецедента» в инертности мышления наших «отцов». Если в рамках фестивального лазанья за использование ИТО на мультипитчах сильно снижались баллы, и лезть свободным лазаньем было значительно выгоднее, то на Кубке ФАР «наши отцы» дали зеленый свет «полной анархии» — делай что хочешь — ИТОшь, жумарь, лезь, используй шлямбура или ставь свои точки и бей якоря — не важно, первый тот, кто быстрее и больше всех намотал километров по вертикали. Еще раз хочется спросить: какой опыт такие соревнования дали? Опыт ИТО по шлямбурной дорожке? Так это прошлый век.

Хочется надеяться, что благодаря фестивалю «Скалы России» эта пропасть между «детьми и отцами» станет  со временем постепенно уменьшаться.

Женские связки

Однако, уж простите, но как и положено идеологу чистого женского альпинизма, мне все же хочется отдельно отметить четыре женские связки, которые участвовали в этой «гонке по вертикали» наравне с пацанами. На Кубке ФАР решили ввести единый абсолютный зачет, потому что думали, что участников будет мало и нет смысла в отдельных номинациях по 2-3 команды. Тем не менее, четыре женские команды заявились несмотря на то, что шансы у девушек выиграть в абсолютном зачете нулевые.

Спасибо компании Венто за специальный приз лучшей женской связке — веревку, с которой девушки смогут пройти еще больше отличных маршрутов, надеюсь, что лазаньем, а не на ИТО.

Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award
Женская медиа-команда на фестивале “Скалы России”. “Steel Angel”: women’s climbing award

Отдельная благодарность компании Венто, и лично Андрею Васильеву за то, что обеспечили медиагруппу новым надежным снаряжением, в частности тем, которое больше всего повергается амортизации и износу — веревка, обвязки, петли, оттяжки.

Текст: Ирина Морозова
Фото: Айгуль Лотфуллина, Ирина Морозова, Наташа Белянкина, Никита Скороходов

EN