Пока воспоминания свежи и эмоции до конца не отпустили, считаем правильным рассказать историю наших первых «взрослых» альпсборов. Она станет поучительной для тех, кто слишком уверен в себе; увлекательной для тех, кто был рядом пока мы проходили нелегкий путь становления нас как альпинисток; а нам с Юлей поможет сохранить в памяти один из самых важных периодов нашего спортивного развития.

Вертикальный беспредел. Премия Стальной Ангел

Все началось с местной школы альпинизма, а со временем переросло в выезды в горы на учебно-тренировочные сборы. За плечами у нас 22 совместных восхождения. Не так много, но и не мало, чтоб успеть сработаться. Альпинисты называют это схоженностью. Районов посмотрели тоже не так много, как хотелось бы, но все-таки увидеть альпинизм в разных его ипостасях нам удалось. Мы успели побывать в разных районах Кавказа: Архызе, Ингушетии, Безенги. Несколько раз ездили в Крым и Хибины. Именно на Кольском полуострове федерация альпинизма и скалолазания Вологодской области традиционно начинает свой восходительный сезон.

Поездка в Хибины на эти мартовские праздники стала для нас третьей. Именно столько раз мы приезжали в эти горы топтать снег и морозить свои жёпки.

Несмотря на календарную весну, мартовские Хибины — это зимние горы. По классификатору альпмаршрутов сезон зимних восхождений здесь заканчивается аж в мае. Этот район — отличный полигон для подготовки к работе в высотно-техническом классе. Горы низкие, маршруты короткие, ходятся без ночёвок, снега всегда довольно много, лавинная опасность высокая. При этом, здесь довольно короткие подходы, рядом город, теплая турбаза, бассейн, склон для каталки и другие развлечения. В общем есть все условия, чтобы полноценно отдохнуть, спустившись с маршрута.

Мы с напарницей летом 2022 года закрыли второй разряд и сдали зачет по спасработам в малой группе, что позволило нам ходить на маршруты вдвоем. Всё бы ничего, если бы новоиспеченные второразрядницы не чувствовали себя школьницами, которые выпорхнули из школы после последнего звонка. Выпорхнуть-то выпорхнули, только вот куда, а главное — КАК порхать никто не рассказал.

Чтобы придать себе уверенности в первых шагах, позвали друга ходить маршруты с нами в связке. Всё-таки втроем как-то спокойнее. Но незадолго до выезда приятель травмировался, поэтому «Вертикальный беспредел» вернулся к своему изначальному составу.

Идти на тройку вдвоем было довольно страшно. Пытались придумать, как же все-таки всю эту историю обыграть, чтоб и задуманное осуществить и себя не покалечить. Ничего не придумали и приняли решение ходить простые маршруты в двойке. План выглядел весьма удачным и сулил нам много опыта и кучу всяких поучительных историй.

План для себя составили максимально продуктивный. День занятий, две горы, день занятий, две горы.

Вертикальный беспредел. Премия Стальной Ангел

Первый день сборов, 5 марта, мы провели на скалах горы Юкспорр.

Еще с первого нашего выезда в Хибины запомнилась картина, как мы с отделением спускаемся с «единички», а там, на скалах, лазают драйтулинг какие-то ребята. Выглядело это очень сложно, стена казалась какой-то нереально длинной и очень вертикальной. Что такое драйтулинг мы тогда, конечно же, вообще не знали. Поэтому, вспомнив впечатления тогдашних новичков, решили на этих скалах занятие и провести. Посмотреть «повзрослевшими» глазами на это всё.

День выдался солнечный, снежинки потрясающе переливались в ярких лучах, а скалы в южной экспозиции выглядели очень привлекательными и совершенно не такими опасными, как два года назад. Мы завесили себе верхнюю страховку и до обеда лазили.

Вот тут уже стало интересно обдумать и организовать собственную работу: никто не ограничивает тебя по времени, никто не торопит и не задерживает. Но при этом тебе самому надо придумать, как провести с пользой время занятий, чему уделить больше времени, чему чуть меньше. Как сделать всё так, чтобы это было безопасно и правильно. И в этот день мы справились со всеми задачами, которые поставили перед собой.

Довольные прекрасным занятием мы спустились на базу, чтобы выпуститься на маршрут и собрать снарягу.

Свой выбор остановили на маршруте «по правому камину восточной стены» на мал. Вудьяврчорр, 2а к. с. Первопроход был совершен летом 2022 года, зимой до нас, как мы тогда думали, его еще не ходил.

Энтузиазма было хоть отбавляй. Вооружились мы так, будто собрались лезть пятерку. Две пары инструментов, куча железа, две веревки. Как вы понимаете, планировали рубиться до последнего, первая наша гора в двойке всё-таки

Утром вышли с базы в 6:00, под маршрутом были около 9:00.

Здесь началось самое интересное. Маршрут проходит по системе каминов. Но, кажется, мы не учли, что камины там летом. А зимой это просто огромный снежный кулуар. Если там где-то и есть эти камины, то они глубоко под снегом. Решили не отчаиваться и пролезть, как написано в описании. Оказалось очень сложно, скорее даже невозможно сличить летний и зимний рельеф.

Вертикальный беспредел. Премия Стальной Ангел

И так, постепенно тропя кулуар, мы внезапно оказались под сильными снежными надувами, за которыми уже находился нужный нам гребень. Техническая часть маршрута была позади. Ну ладно, подумали мы и пошли рядышком на вершину. Хотели было поснимать рилсы, Юля даже притащила с собой костюм динозавра. Но у погоды были свои планы. Нас фактически сдуло с горы, ветер поднялся такой, что расхотелось что-либо снимать, особенно теплую пуховку. Начали спуск, традиционно обмазавшись перед этим блестками.

Первая гора в двойке — это, несомненно, очень важный для нас шаг. Как выяснилось, ощущения у нас с Юлей были разные. Для меня это, почему-то, не стало чем-то сверхновым. Думаю, сыграло то, что я и до этого шарахалась по горам в одиночку. Хотя, может, и какая-то другая причина, не знаю. Юля искренне радовалась новому этапу, даже немного прослезилась. В любом случае мы обе были счастливы: получили то, что хотели.

Из позитивного: ходить в двойке — это очень быстро. На подходах и на спусках мы не отдыхали — для нас обеих это идеальная тактика движения. По горе двигаешься быстро, никто не тормозит. Мы понимаем друг друга с полуслова, абсолютно отсутствует какая-либо нездоровая конкуренция, рядом ощущаем колоссальную поддержку. Здесь мы впервые почувствовали то, о чем нам говорили еще на самых первых сборах: «Ходить надо в удовольствие». Мы это удовольствие получили.

Вертикальный беспредел. Премия Стальной Ангел

Еще очень понравилось ориентироваться. Пускай данный маршрут и не оправдал ожиданий, но рассматривать схемы и запоминать рельеф по фотографиям, мне кажется, я стала только сейчас. С инструктором ты об этом не думаешь, он всегда направит, куда нужно. А тут вся ответственность исключительно на тебе.

Из минусов хождения в двойке: очень сложно делать фото на вершине. Телефон сам отказывался фокусироваться, поэтому все наши фотографии сделаны как будто на старую-старую мыльницу. Впрочем, минус сомнительный. Больше минусов не нашли.

Счастливые и довольные мы приехали домой, с огромным энтузиазмом рассказали старшему тренеру как это было, показывали фотографии и безмерно собой гордились. Если честно, в тот момент было ощущение, что мы можем всё. Поэтому и решили сбавить обороты, так как знаем, что такое до добра не доводит. Да и устали сильно, так как еще толком не расходились.

На следующий день взяли веревки, колонку и потопали в «Городскую щель» устраивать себе скальные занятия. Полазали с нижней и с верхней страховкой. Сделали определенные выводы о собственной технической подготовке и пошли домой, выпускаться на маршрут.

После многих консультаций выбрали для себя гору Айкуайвенчорр. Это та самая гора, на которой находится горнолыжный комплекс БигВуд. Только наш маршрут «Радист», 2а к. с. проходит с другой стороны.

На этот раз решили взять один ледоруб и одну пару инструментов. Верёвку тоже взяли одну и всю дорогу шутили, что по статистике на следующий маршрут пойдем без веревок вообще.

Изначально мы планировали ходить горы в тех местах, где будут работать другие группы. Это придавало уверенности, потому что в случае чего нам бы быстро пришли на помощь. Но в этот раз решили пойти на весьма отдаленный маршрут, потому что на нём мы еще не были.

Вышли по темноте, нацепили снегоступы и пошли тропить лесные дали. На подходе под самой горой нашли какие-то заброшки. Андеграунд заставил нас тормознуть и поснимать-таки видосики.

Вертикальный беспредел. Премия Стальной Ангел

Дальше всё как обычно: ориентирование, каски, кошки, тропежка. Залезли на нужный нам контрфорс и шли по нему почти до самой вершины. Запомнились два внутренних угла. Для восхождений групп НП2 и старше этот маршрут стал бы отличным местом для методирования. Много мест под забивное и закладки. Мы же шли без точек совсем. Сейчас это кажется ужасной самоуверенностью, ведь были места, куда можно улететь. Однако тогда мы думали, что быстрее пробежать стремный участок, чем тратить время на забивание, а потом выбивание якорей.

В итоге веревку достали под ключом, связались и полезли. Он выходится за два перехвата инструментов. Наверху ласковыми лучами нас встретило солнце.

На дворе 8 марта, поздравили всех, кого можно, обмазались блёстками и потопали вниз прямо по горнолыжной трассе. Выглядело это немного странно: две девочки с ледорубами и в кошках топают мимо пролетающих вниз горнолыжников и сноубордистов.

Шли минут 40 и размышляли об эмансипации женщин, о том, какое впечатление мы производим на склоне и о том, как же классно делать то, что нравится. День определенно удался. К слову, стоит добавить, что маршрут очень красив. Наверное, это самая красивая двойка из всех, где мы были.

9 марта нас выпустили на маршрут 2б «По рогам». Это была задача со звездочкой: пролезть маршрут по альтернативной нитке, которую нам нарисовал наш ОБ. Вот тут уже я понервничала. Всю ночь мне снилось, что там какая-то жуткая вертикаль и у нас ничего не выйдет. Как всегда и бывает, у страха глаза велики, на деле все не так ужасно, как рисовало воображение.

Вертикальный беспредел. Премия Стальной Ангел

Мороз щипал щеки, останавливаться на переодевание вообще не хотелось. Решили надеть обвязки и кошки еще у машины. Подход к северной стене — быстрый и приятный: натроплено, да и подъем начинается только под самим маршрутом.

Первую часть пролезли быстро, подошли ко второй. Перед нами были небольшие камины и полки, выглядело вполне лазово. Но перспектива свалиться вновь заставила немного поволноваться. Поменялись с Юлей местами, и полезла я.

Возникла новая проблема. Ставить свои точки на заснеженном рельефе довольно сложно: тратишь уйму времени, чтобы почистить скалу и найти трещинки (хотя в Ингушетии мы такое уже проходили). Раскапывание скалы из-под снега приводило к закапыванию Юли этим самым снегом. Но в целом все лезлось, пока не дошла до довольно крутого выхода на полки с плохими «ногами».

Там был забит местный крюк, я прощелкнула веревку в него и начала бороться со своими страхами. В этот раз он одержал победу, и я решила дюльфернуть вниз до станции. Обошли этот кусок маршрута по обычной его нитке до хорошей полки. И, поскольку, навыков лазания в кошках и с инструментом у нас не так много, а спортивных амбиций хоть отбавляй, решили завесить веревку, спуститься и пролезть этот участок с верхней страховкой.

Таким образом наша копилка горовосхождений пополнилась еще одним маршрутом, и не простым подъемом, а весьма методичным. Считаю, что это был самый полезный день с точки зрения применения своих технических навыков.

Женский альпинизм в России

Юные альпинистки Бурятии

В феврале 2023 года горное движение «Хан Тенгри» (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия) запустило проект студенческого...

«Принимаю боль, как часть себя…»

Даниель Вольфсон, израильтянка с русскими корнями, поставила перед собой сложную задачу: подняться на 14...
Вертикальный беспредел. Премия Стальной Ангел

Высотные достижения женщин в 2022. Наталья Белянкина — «Снежный барс»

27-летняя Наталья Белянкина из Санкт-Петербурга стала обладательницей престижного звания Снежный барс, закрыв...

Пусть будут простые «двоечки», но я хочу лидировать!

Автор: Наталия Залуцкая Уже много рассказов прислали очень крутые девчонки о том, как они самостоятельно мочили...
Вертикальный беспредел. Премия Стальной Ангел

«Галя, у нас отмена!» или как я впервые ходила женской двойкой

Автор Надежда Галашова:

Бесценные мгновения

Форкант, альп. маршрут: КПК слева, 5A, год примерно — 2018, время года — примерно лето, но это не точно Автор: Елена...
Вертикальный беспредел. Премия Стальной Ангел

Оксана, мне так страшно, что неделю уже живот крутит

Автор: Оксана Якименко Этот рассказ о том, как я однажды перед Новым Годом думала подзавязать с альпинизмом, потом...

Сезон откройся!

Повествование об одном буднем дне крымских жителей. Автор: Елена Левина
Вертикальный беспредел. Премия Стальной Ангел

Ты выше облаков, а весь мир где-то там — у тебя под ногами…

Автор: Лена Петрова-Лебедева В тексте полностью сохранены аутентичный авторский стиль повествования и пунктуация.

Девку в горы возьми, рискни…

Автор рассказа: Ирина Морозова

Приключения в Ала-Арче

Автор рассказа: Анастасия Козлова Фото: Евгения Алексеева

Первый блин Не комом

На дворе уже 2024 год, но в группе Премии «Стальной Ангел» проходит розыгрыш за рассказ о Первом восхождении...