На майские 2023 г мы поехали на А/М «Кязи-2023», организатор — Катя Репина. Мы — это спортивное отделение под кодовым названием Свердловск-4, оно же Екатеринбург: я (2+разряд) и Катя Ч. (3+ разряд). План-максимум был сходить в двойке какую-нибудь 2-ку Кате в руководство, а затем пойти 3А и 3Б. Более реалистичный план — сходить два руководства: 2-ку Кате и 3-ку мне.

У Кати до 2-го разряда не хватало руководства, у меня 2 разряд с превышением, и опыт восхождений в двойке — 4А и 4Б (Узункол-2020), 4А в группе (Архыз-2021).
Район для нас был новым, это и привлекало. До выезда были получены общие консультации по району от Даши, которая в марте 2023 ходила там с Оленёвой Надей, и от Даши из Тюмени, которая ходила там в мае 2022, спасибо им большое! Однако пока сам не увидишь, представления о районе весьма расплывчато.

Наш график
Приехали вечером 29 апреля.
Ознакомительный выход до перевала Джарлам был 30 апреля, погода перед самим перевалом резко испортилась, пошел дождь, снег и был сильный ветер, я словила горняшку.
Открывашкой было восхождение 1 мая на высшую вершину района -Цей-Лоам по маршруту 2А, оно же руководство Кати Ч., шли мы третьими из наших отделений и четвертыми в общем (между нашими ещё было отделение Ростова), с автодороги ушли на маршрут примерно в 4.30, долго подходили и ждали своей очереди, первая лазательная веревка она же ключ началась для нас в 10 ч, по сути больше можно и не связываться, но мы связывались все же позже.

«Галя, у нас отмена!» или как я впервые ходила женской двойкой. Премия Стальной Ангел

Так как до этого лежал снег, но 4 отделения ключ прожумарили, поэтому желоб вычистился и обледенел, лазание для меня получилось со звёздочкой, в кошках, так как где раньше можно было пройти в снегу, приходилось распираться, так как снега уже не стало, были обледенелые скалы, но минут за 40 я все же пролезла, в целом получилось порядка 40 м веревки (спуск по пути подъёма, дюльфер напрямую выходит примерно 20 метров)
Далее были крутые подъемы, выполаживание, спуск, на котором мы пошли попеременно по просьбе Кати. Встретили Катю Репину, получили консультацию идти после косой полки по вешкам и побежали, нашли вешки уже под градом, на вершине были в 14:10, пару фото и вниз, дюльфер закончили в 17 ч, погода на спуске уже начала портиться, дождь сменился мокрым снегом, и спустился туман, через каждый шаг приходилось прочищать кошки, так как к снегу налипала ещё и земля с травой, следы потерялись и в спешке мы промахнулись с выходом с маршрута уже на траве, ушли в другой кулуар, в итоге по organic maps проложила прямой путь к автодороге, программа не учитывала рельеф и показывала ошибочное расчетное время, стемнело, видимости совсем не стало, но у нас были фонари, чай, перекус, паника у Кати прошла, в итоге вышли к точке на автодороге через траверс коровьих (минных) полей, спасибо Алексею, что после своего восхождения ждал нас, поехал и забрал с дороги, хотя мы и не ожидали, что так можно было)

Далее были 2 дня сильной непогоды, с обильными осадками
Почему-то в эти дни старший тренер (СТ) завел разговоры, что надо ехать в Крым, часть стала активно поддерживать, в наши планы ехать в Крым и куда-то ещё не входило, в итоге вместо чтения описаний стали искать хостелы в Пятигорске или Владикавказе на случай если все разъедутся, но мест не было, в какой-то момент все это сильно надоело, а потом разговоры сошли на нет…
Мы выпускались вечером 3-го мая на 3А, 3Б без особой надежды, что получится сразу дойти до вершины после снегопадов, основная часть наших сборов забрасывалась на Джарлам, нам этого не надо было, так как маршруты ходятся из лагеря. Когда надо было уже видеть сны, начались переигрывание со временем и удлинение отделений других сборов на наш маршрут, хотя по словам старшего тренера, мы первые застолбили маршрут и больше никого там не было. В описании стояло четко: избегать паровозов на маршруте, камнеопасно, о чем я сказала. От старшего тренера было единственное указание «идти, как идется, не смотреть на других». Предполагалось, что мы идём первыми, стартуем из базового лагеря в 4:30, забрасываемся на машине с нашим отделением (спасибо Алёне!) и спокойно идём тропить. За нами должны были идти в 6:30 Липецк-5 6-кой и Ростов (с 2-ки выросло до 4-х) в 8.
В описании было написано: «подход под подход — это нечто», нужно было практически траверсировать весь Гиряг и забуриться в кулуар, найти грот на Ro, далее 9 веревок.

Тропила я в одну каску — мы прошли практически до половины тропы на перевал, потому что она хотя бы была, и пошли траверс внизу прямо у скал Гиряга, снега было выше колена, склоны лавиноопасные, в итоге на стартовый кулуар (ещё не Ro), мы вышли к 9 ч. Там уже был Липецк-5 переодетый и подошел Ростов (все они прошли снизу по тропе, о которой мы не знали). Пока мы переодевались, выходили на связь, вынужденно пропустили их всех, какого же было мое удивление, когда после кулуара я увидела почти всех их перед спуском за 50 м до Ro.
У остатка Липецка не было веревок, Ростов не хотел их доставать, т к «она будет мокрая», в итоге Катя бросила верёвку и все они перед нами спустились по нашей верёвке.
На Ro Липецк пропустил вперёд Ростов, там лез первым инструктор, три девочки жумарили за ним, бурно его поддерживая, Липецк шел по перилам Ростова, давая им веревки. Мы пошли независимо от всех них, стартуя сразу после последнего участника Липецка. Мой старт с Ro был в 13:40, у меня были сомнения стоит ли вообще стартовать (Катя ещё не доходя до R0 сказала мне «Пошли домой, ты ещё налазаешься»), но ОБ и СТ согласовали. Когда я подходила на станцию или не доходила до удобного места, так как там ещё был Липецк, собирала свою, принимала Катю, далее мы помогали или сами разбирали станцию Липецка, так как у них не было для этого снаряги и сил. Маршрут в обильном снеге, воде, грязи, приходилось отмахивать руки, отжимать перчатки, потом просто лезть голыми руками, наплевав на все, весь маршрут шли в кошках, столько я не лазила в кошках никогда, просто сроднилась с ними.
На R5-R6 выяснилось, что Ростов ушел не туда со всеми веревками Липецка, для ускорения движения Липецк попросил у нас, я отдала нашу 1 верёвку, только чтобы участники уже ушли со станции. Липецк уже бросал свои станции и веревки, мы их все собирали. Я выпустила Катю со страховкой по косым перилам вперёд. Дошли до станции, далее шел лавинный склон, потом ещё веревка скал, у нас попросили 2-ю верёвку, мы отдали, Катя зажумарила, я шла лазанием, номинально страхуясь на одном прусе, так как жумара у меня не было и веревок для страховки уже тоже не было. Когда я вышла на вершинный гребень, поняла, почему у нас попросили веревки и бросали железо и свои веревки: у Ростова на 4-х было 2 веревки, у Липецка на 6-х было 2 веревки, участнику Липецка стало плохо ещё на подъеме, нас попросили дальше помочь им спуститься, уже были сумерки, 19 ч, участница стала отключаться, до вершины оставалось 100 м пешком без страховки, у большей части Липецка не было фонарей, инструктор Липецка уже убежал вниз, был сильный ветер и холодало, я собрала все чужое железо, которое оставалось со станций, Катя чужую верёвку, наших веревок уже не было видно, на жандарме было видно Ростов, которые бросили Липецк и ушли дальше, оставался один участок пешком до вершины… Мы пошли тропить Липецку путь по гребню метров 200, контролируя движение Липецка, ниже спуск до перевала, на перевале мы напоили всех чаем, отдали теплые рукавицы участнику Липецка, инструктор Липецка достал экзотику — квас в бутылке (грел на животе!), я связалась с ОБ, сказала о ситуации, что помогаем Липецку и уйдем с ними, как спустимся. В ответ от Кати Репиной: Молодцы, с горой!
У первого дома Гули мы были примерно в 22 ч, приехала газель, водитель угостил всех горячим чаем и колой. В своей палатке мы были в 22:40, все наши спали уже, никто не встречал, проснулся СТ и спросил: «Вы на такси?» Ответила, что с Липецком приехали.
Пошли греться и отъедаться. С утра СТ сказал, не засчитаю маршрут, вершины не было, какие планы дальше? Я: Больше не пойдем никуда. Да, вершины не было, потому что пошли помогать Липецку. В ответ что-то непонятное про место альпинисток (щи, борщи), неспортивное поведение и пр. Отправил нас к начлагеря Александру Яковенко. Я проконсультировалась у него, можно ли идти 3б на Башню, нет, лавиноопасно, никто не дошел ещё даже до начала маршрута. А вчера большинство отделений снялись с 1Б, 2А. Понятно, больше никуда не идем.
Поговорив с инструктором Липецка позже, выяснила, что Ростову и Липецку Яковенко засчитал 3А и поблагодарил за взаимодействие.
Маршрут после непогоды и в непогоду кардинально отличается от маршрута в погоду, в погоду инструкторы сказали, что пробегают часть маршрута не связываясь в кроссовках по полкам). Видимо поэтому инструктор Липецка был в трико и шортах, да и все отделение легко одето.
У кого я спрашивала, никто не знал, как подходить под подход точно. Все отделения шли этот маршрут в этих условиях и на этих сборах впервые. Липецк «не узнал» этот маршрут в эту погоду. Ситуация бы все равно случилась, и хорошо, что мы там оказались, я не жалею и совесть меня не мучает. Восхождение даже при этом тайминге бы состоялось успешно, было прекращено по моему решению. Меня удивило, что сначала нас поздравляют с горой, а потом говорят, что не, не засчитано, не слыша и не слушая ничего про помощь другому отделению, упоминая при этом ещё женский альпинизм.
В городе мне без разбора в книжку нарисовали 2Б (маршрут с одной лазовой веревкой, которую некоторые обходят), наша 3а была с 9 лазовыми веревками.

Недавно я общалась с нашим МСМК по трагедии с женской группой на пике Ленина 1974 года, мне было заявлено, что ошибка в том, что взяли день отдыха у вершины, не спустились сразу, на уточнение об обязательном тогда требовании для женщин нести бивуак мне сказали: не знаю, а мы-мужчины ходили без бивуака за один день!

Вот такие двойные стандарты… Надо быть к ним готовым.

Женский альпинизм в России

Бесценные мгновения

Форкант, альп. маршрут: КПК слева, 5A, год примерно — 2018, время года — примерно лето, но это не точно Автор: Елена...

Оксана, мне так страшно, что неделю уже живот крутит

Автор: Оксана Якименко Этот рассказ о том, как я однажды перед Новым Годом думала подзавязать с альпинизмом, потом...

Сезон откройся!

Повествование об одном буднем дне крымских жителей. Автор: Елена Левина

Ты выше облаков, а весь мир где-то там — у тебя под ногами…

Автор: Лена Петрова-Лебедева В тексте полностью сохранены аутентичный авторский стиль повествования и пунктуация.

Девку в горы возьми, рискни…

Автор рассказа: Ирина Морозова

Приключения в Ала-Арче

Автор рассказа: Анастасия Козлова Фото: Евгения Алексеева

Первый блин Не комом

На дворе уже 2024 год, но в группе Премии «Стальной Ангел» проходит розыгрыш за рассказ о Первом восхождении...

Вертикальный беспредел

«Мы с напарницей летом 2022 года закрыли второй разряд и сдали зачет по спасработам в малой группе, что позволило нам...

Юные альпинистки Бурятии

В феврале 2023 года горное движение «Хан Тенгри» (г. Улан-Удэ, Республика Бурятия) запустило проект студенческого...

«Принимаю боль, как часть себя…»

Даниель Вольфсон, израильтянка с русскими корнями, поставила перед собой сложную задачу: подняться на 14...

Высотные достижения женщин в 2022. Наталья Белянкина — «Снежный барс»

27-летняя Наталья Белянкина из Санкт-Петербурга стала обладательницей престижного звания Снежный барс, закрыв...

Пусть будут простые «двоечки», но я хочу лидировать!

Автор: Наталия Залуцкая Уже много рассказов прислали очень крутые девчонки о том, как они самостоятельно мочили...